Сходив в конце июня в поход 1 категории, с одним из… попутчиков (нет не то слово), в общем, с одним из вновь приобретенных благодаря велосипеду друзей Сергеем, как-то завязался разговор о том, что не плохо было бы покататься еще! Однодневная покатушка для нас была мелковата, а то, куда уехать можно только за выходные уже внимания особо не привлекало. Решили поехать подольше, дней на 5!
У меня с глубокого детства была мечта доехать на велосипеде от Саратова до Балтая, где у меня живет бабушка. Сергей хотел в Хвалынск, чтобы посмотреть на меловые горы и реликтовые сосны. Лично я про Хвалынск знала только то, что там красиво, а про меловые горы ничего даже не слышала, и смутно представляла, что это такое. Так и родился наш маршрут Саратов-Балтай-Хвалынск. Возвращаться планировалось на электричке со станции Сенной, но потом мы туда не успели и вернулись на автобусе прямо из Хвалынска. Но обо всем по порядку…
Сначала, когда маршрут был приблизительно понятен, мы опубликовали на форуме приглашение к нам присоединится. Желающих поехать на 5 дней не нашлось, из-за работы, на выходные ехать получалось не удобно, до Хвалынска все равно не успеваешь. В итоге мы отправились вдвоем. Задолго до старта активно взялись обсуждать, что взять с собой в дорогу из еды, но дальше обсуждения сладостей и вкусностей дело не шло. В итоге Серега набрал целый мешок сладостей разного сорта - остаточное явление после похода, где завхоз строго регламентировал "дозу" конфет :) Серега мечтал быть добрым завхозом :)
Отъезд много раз переносился, в частности однажды из-за фестиваля Сарбайк, на котором хотели побывать оба. Так 18 августа в 19:00, немного припозднившись, мы отъехали от моего дома и двинулись по Вольскому тракту в сторону Балтая. Двигаясь достаточно резво, часочек ехали еще после того как стемнело и в результате свернули на ночлег у реки Чардым. С трассы шли пешком, выбрали местечко, поставили палатку. Дрова искать не стали, чтобы приготовить ужин, решили испытать газовую горелку. Надо сказать очень удобная штуковина, минут за 15 все было готово :) Вообще в походе на двоих готовить оказалось гораздо быстрее, чем на 6 или больше человек. Все закипает и варится быстро!
Утром, не скажу что быстро, но собрались, и поехали дальше. До Балтая надо было обязательно доехать к вечеру, а оставалось до него 85 км примерно. В обед зарулили в сосновый лес под Б. Карабулаком, Серега хотел срезать через лес по просеке. Но дорога там напрочь отсутствовала, поэтому решили передохнуть в лесу, пообедать и поехать дальше по трассе. Короткая дорога - известная дорога :)
В лесу этом кроме прекрасных сосен было большое количество грибов, не обязательно съедобных, но как вид нам они понравились. Удалось найти даже настоящий красноголовый мухомор :) Время под соснами пролетело очень быстро и незаметно, и оказалось, что время уже шестой час и пора усиленно вкручивать, чтобы успеть до темна в Балтай.
Как ни странно, нам это удалось. Основательно подкрепившись сухофруктами, сидя на стеле "Балтайский район", за полчаса докатили оставшиеся 15 км, общий пробег до Балтая составил таким образом 127 км, а не 120 как хотелось бы :)
Мои бабушка с дедушкой сидели на лавочке и ждали явления нас народу :) Я то думала, что они будут рады меня видеть, а в итоге посыпались причитания, охания и ахания и вердикт "Лучше бы мы не видели как ты в свои походы ходишь!" :)) Ну потом они все-таки раздобрели и смирились с тем, что я поеду от них дальше, как и планировалось на велике в Хвалынск, а не на машине домой:) После велопробега было очень хорошо искупаться в бане, поесть дынь и арбузов и посидеть в теплой компании за столом :)
Зря я пила по дороге ледяную воду из колонок и родников, потому что к вечеру горлышко уже побаливало. Думала, что парилка с баней меня спасет, но не тут то было. Утром горло болело жутко. Глотнув таблеток от простуды, позавтракав, собрались и поехали уже по направлению в Хвалынск, до него было всего километров 150 :) Холодную воду решила больше не пить… а дается это тяжко :)
Узнали у дедушки лучшую дорогу до Царевщины, село совсем рядом с Балтаем, но как то ни разу мне там не доводилось бывать… если бы не наш поход, так и не попала бы туда наверняка. От Царевщины немного пришлось пройти пешком, потому как дорога была песчаная и велики по ней ехать совсем не хотели, но потом покатили дальше по приличной полевой дороге. Уперлись в странный пруд, из которого торчали пеньки деревьев… По идее за прудом должна была быть Сосновка, но как через этот пруд перебраться мы не нашли и поехали в объезд. Замечателен этот объезд был тем, что по краям дороги росла трава, название которой я не помню, но на ней столько пыльцы, что мы все были в ней. Зелеными от нее стали велосипеды, рюкзаки, пенки, все! Не самые приятные ощущения, я порадовалась, что у нас нет на нее аллергии.
Чуть погодя нашел Серега речушку питающую пруд и брод через нее. У речушки, в тени и устроили привал на обед. Сняв рюкзак, Серега съездил на разведку, после чего мы сориентировались на местности, и стало понятно, куда надо держать путь дальше :)
Сосновку мы потом нашли, не поняли только почему она так называется, соснами там и не пахнет:) Свернули там к колонке, чтобы пополнить запасы воды, которую всегда приходится возить с собой, потому что с ней в этих краях напряжно. Водоемов мало, и только в деревнях и можно пополнить запасы. В Сосновке на маленьком велике гонялся местный шалапай Дениска лет 7-8, который не смог проигнорировать наше появление, и сначала не очень культурно с нами общался - местная традиция наверное :) Но потом как-то раздобрился и стал повежливее :)
Мне в Сосновке запомнилась лужа (по другому не назвать), которая питается водой из колонки. В этой луже, как в маленьком пруду плавали гуси, утки и другие водоплавающие домашние птицы с птенцами :) Пока Серега общался с малолетним коллегой Денисом, слушал жалобы на его поведение от более взрослых жителей деревни и набирал воды, я фоткала уток и птенцов :)
Я вообще заметила за собой такую особенность, что общаться с людьми меня особо то и не тянуло в таких местах, ну максимум дорогу спросить :) Серега же это делал с явным удовольствием :) Поэтому все общение с местными жителями было его епархией.
Дальше по пути к Покровке, нам предстояло подняться на холм. Взобрались мы на него можно сказать уже в закатных лучах солнца, и там в первые наткнулись на некий странный ландшафт - белый овраг. Сначала мы не поняли что это такое, то ли мел, толи белая глина… но смотрелось в сумерках это необычно. Только потом мы поняли, что это было преддверье меловых гор.
Дальше дорога шла по полю, поля потрясающее, красивое, но бескрайнее :) Мне это не понравилось потому, что было уже темно, ехать страшно, под ногами ничего не видно, и конца и края полю тоже…
А ночевать посреди поля как то не хотелось… Когда вдалеке замаячило темное пятнышко леса, двигались на него, потом напрямик через поле в лес, который оказался сосново-березовыми посадками. Вы никогда не пробовали найти ровное место в посадках чтобы поставить палатку?:) А мы вот попробовали :) И нам вроде это удалось в одной ямке между рядов деревьев. На бугре устроили обеденный стол. Сереге там понравилось потому, что дрова были прямо под ногами, а еще было много шишек, которые тоже прекрасно горели :) Задумали утром встать пораньше, чтобы по прохладе поехать дальше, даже будильник завели на 6 утра, но рано лечь спать не получилось, заболтались как всегда за полночь, и встать в 6 утра сил не было. Я вообще смутно помню, как звонил будильник, в конце-концов, еще в отпуске его не хватало :)
В итоге часов в 10 утра мы уехали из этого чудесного леса, вернулись на поле. В свете дня оно было гораздо симпатичнее, и, как выяснилось, ехать можно было по любой его части - настолько оно ровное. Но ночью то этого не понятно :) Оказалось, что до Покровки вчера мы не доехали всего чуть-чуть. Далее по пути встретили молодого пастушка верхом на лошади. Серега с ним махнулся не глядя. Парень поехал кататься на велике, а Серега верхом на лошади:) Парень рассказал как проехать до Покровки и даже проводил нас немного. Лошадка резво так бежит, и педали крутить не надо :)
От Покровки вверх по Терешке ехали до Междуречья (27 км), восторгаясь тому, что некоторые якобы асфальтовые дороги похуже некоторых полевых. Эта была такая раздолбанная, что местами проще было по обочине ехать. В который раз радовалась новым покрышкам. Во-первых, в них на щебенке не падаешь, во-вторых, по гулу определяется качество дороги :) На гладком асфальте гудят так, что мне самой кажется что сзади грузовик несется :) Но главное дорожное веселье было впереди!:)
В обед нас снова понесло в сосновый лес, там нас накрыл дождик, такие хорошие, крупные холодные капли. От них мы спрятались под тент палатки. Тут я оценила то, что тент моей палатки можно ставить отдельно, три входа если расстегнуть их очень удобно дают разместится внутри под крышей. Дождик правда быстро прошел, но так было теплее и прикольнее :)
От Междуречья (которое кстати на старой карте называется просто и скромно Поселок) на восток в Акатную Мазу судя по карте уходит приличная дорога, пересекая железную дорогу. Железку мы нашли легко, но в том месте, где в нее упиралась дорога, никакого переезда не наблюдалось. Проехав влево и право метров по 200-300, там тоже переездов нет. Серега перелез на ту сторону пешком, искать дорогу, потому как ехать в объезд через Дубовый Гай не хотелось - крюк получился бы приличный. Дорогу на той стороне удалось найти, но ее состояние оставляло желать лучшего :) мало того, что она вся заросла, так то, что не заросло изрыли кроты. Перебрались на ту сторону, решили ехать напрямик, в конце-концов от 5-6 км такого безобразия еще никто не умирал. Серега, правда, всю дорогу рассказывал как он "любит" этих маленьких кротов, как ему "мягко" ехать в его седле. Местами дорога превращалась в отличную мостовую, буквально в дорогу из желтого кирпича и сама собой приходила в голову песенка "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной" :) Дорога и правда была трудная, репейник цеплялся за все что мог, потом его гирляндами снимали. Ближе к деревне уже стало хорошо ехать, началась нормальная полевая дорога и по левой стороне показались меловые горы - холмики такие, где проступают белые склоны. Те ли это самые горы, которые хотел увидеть Серега, местные жители не смогли внятно объяснить, зато рассказали, что тот переезд, что мы искали давно разобрали и той дорогой никто уже сто лет не пользуется, что это еще "царская дорога". Стало понятно, откуда там фрагменты подобия мостовой. Не понятно, почему только она до сих пор живет на картах :) Специально проверила в атласе, обновленном в 2003 году она тоже есть :) Причем обозначена не просто как полевая, а именно как улучшенная грунтовая дорога :) Ну да про российские дороги писать можно долго…
Из Акатной Мазы на Хвалынск шла отличная асфальтированная дорога, расстраивало меня только одно - то шла она в гору :) с этого момента вообще местность начиналась очень холмистая и рельефная и расслабляться там было некогда :) На ночевку свернули опять же в сосновый лес примерно на полпути между Акатной и Сосновой Мазой (надо кстати разведать происхождение слова "маза"). Серега все сокрушался, что не было у нас запланировано дневки, когда весь день можно было бы проваляться в сосновом лесу и никуда не торопится, не собирать вещи, а просто лежать и дышать свежим воздухом. Хотя в общей сложности в лесах мы провели достаточно времени.
На следующее утро нам впервые удалось встать пораньше и в 9 утра мы уже катили по дороге. День, правда, и так был нежаркий, потому как было пасмурно. В общем, все благоприятствовало тому, чтобы мы с удовольствием полазили по меловым горам. С того холма, где мы ночевали дорога до Сосновой Мазы шла под гору, вид открывался потрясающий. Впереди поля, позади горы… красота!
За это время я успела съесть запасы таблеток от простуды, которая так и следовала неотступно за мной, и в Сосновой мазе решили поискать аптеку. Ассортимент предложенных лекарств на такой случай в местной аптеке был победнее, того, что было у нас и так, в общем, поживится там было не чем :) даже простого растительного сиропа типа шиповника у них не было. Ну что ж, удалось найти только сок шиповника, как я поняла - это тот же сироп, только уже разведенный :)
И буквально на выезде из села мы увидели гряду меловых гор. Проехать мимо сил не было. Решили оставить велики внизу и полазить по ним, посмотреть что там и как, полюбоваться видом сверху и пофоткаться. С собой взяли только бутылку с водой и фотоаппарат. Погода хоть и была пасмурная, но когда выглядывало солнце, то жарило оно нещадно и каждый раз бегать вниз попить не хотелось бы :)
Велики поставили у электрического столба, связали замком и пошли наверх. В первую очередь наше внимание привлек небольшой холмик, такой аккуратненький и беленький, что пройти мимо было нельзя. Взобрались на него, осмотрелись… красота! :) Интеерсно, а какой вид вон с того холма? Надо срочно посмотреть и с него! В общем, так камушек за камушек, холмик за холмик, в итоге не слезали с этих гор мы часа два, если не больше! Описывать словами эту красоту бесполезно, лучше посмотреть фотки или побывать там лично :)
Скажу только одно, что меловая порода очень необычно выступает из привычных глазу лысых гор, поросших редкой травой. Кажется что это снег, но на самом деле просто мел. Причем он твердый, не крошится и не пачкается так уж сильно, как мог бы. Горы изрыты норами и норками, около которых особенно интересно разглядывать камушки, потому что выковыряны они из глубины горы. Около таких нор мы нашли несколько экземпляров чертовых пальцев и много других камней. Серега насобирал целый мешок, весом килограмма два :) Я ограничилась парочкой пальцев, я до этого таких вообще не видела.
В каждом найденном камне мы старались узреть какую-нибудь диковинную окаменелость и очень жалели что в нами нет геолога, который бы провел ликбез :) Было очень интересно ползать там. собирать и рассматривать камни, строить предположения и теории :) Может быть большая часть из них и была полным бредом, но нам они очень нравились :) Спускались с горы мы по руслу меловой реки… видимо весенние воды размыли гору так, что образовалось такое меловое русло. Очень забавно видеть на белом фоне растущие одуванчики :)
Спустившись с гор, решили перекусить на дорожку на скорую руку и поехали дальше. По дороге нам встретилось еще несколько интересных меловых ландшафтов.
Потом начался сосновый лес и Хвалынское лесничество. Мы пересекли федеральную трассу Саратов-Сызрань и покатили по жуткого состояния дороге в сторону Хвалынска. Контраст качества покрытия с трассой был очень ощутимым, хорошо что длилась она не долго и скоро превратилась таки в нормальную асфальтовую дорогу.
То тут, то там появлялись всякие странные для нашего взгляда таблички вроде "Зона отдыха. Въезд по билетам", "Посещение леса запрещено из-за высокой пожароопасности". Почти вся прилегающая территория - Хвалынский национальный заповедник. В границах парка обнаружены пещеры и клады, городища железного века, курганы кочевников, множество других свидетельств ушедших эпох. Хвалынские леса овеяны легендами о разбойниках и разбойницах - волжских амазонках. А еще знатоки утверждают, что именно здесь находится одна из точек соединения положительных энергетик земли и космоса и все еще растут аленькие цветочки:) По концентрации памятников на квадратный километр Хвалынск занимает ведущее место в России.
Места там очень похожи на южные, когда мы спускались к самому Хвалынску, было чувство, что едем на море. Такие же поросшие лесом горы вокруг, куски стал торчащие над дорогой, серпантин и впереди много воды! Только вода не соленая, и солнце садится на в воду, как на море, а за гору :) Зато этот эффект с лихвой компенсируется утренним рассветом, который необычайно там красив! Нам довелось его наблюдать, поскольку на следующий день нужно было встать в 4 утра, чтобы успеть вернуться в город с того холма, где мы приютились на ночь.
Поняв, что в поставленные сроки вернуться на электричке с Сенной мы не успеваем и надо попробовать уехать из Хвалынска, мы решили спуститься в город, узнать про автобусы на Саратов и потом уже спокойно ехать искать в близлежащих лесах место ночевки. Увидели на спуске большой меловой карьер, и я предложила сесть напротив него и полюбоваться природой. Прямо был меловой карьер, налево были горы и сосны, справа был спуск к городу с Волгой. Красота со всех сторон неописуемая, если бы еще по дороге машины не ездили и из окон не смотрели удивленные рожицы на то, как мы сидим на обочине и лопаем сгущенку :) любуясь попутно красотами. Впереди дорога сплошным спуском - в общем, все 33 удовольствия :)
Когда спустились в город, нам подсказали где автостанция, но туда мы уже до закрытия не успели. Закрывается она рано - в 17:00. Рядом живущие бабушки подсказали нам расписание автобусов на Саратов, их ходит два: в 6:15 утра и в 15:40 второй. Ехать 6 часов. Выбор был не большой собственно между двумя этими рейсами.
Решили уезжать утром по нескольким причинам:
- возможность встать рано и понаблюдать рассвет (недосып можно компенсировать в дороге);
- пораньше вернуться домой;
- если вдруг что не срастется с утренним автобусом, что есть шанс уехать вечером.
После того как узнали расписание, поехали кататься по городу, решили выехать к Волге и прокатились по набережной, нашли местное подобие пляжа - уж больно он был мелок и грязен, но ничего лучшего там не было. Купаться хотелось жутко, хотя было не так жарко, и при наличии простуды наверное не стоило мне лезть в воду. Но желание смыть с себя пыль дорог и явится в город в более или менее приличном виде пересилило :) Забегая вперед, скажу что домой я явилась просто в супер каком приличном виде :)
Я искупалась, вытерлась и сразу же влезла в теплую одежду, чтобы по минимуму усугубить состояние своего здоровья :) Серега, немного пораздумав, тоже пошел купаться. На пляже мы немного перекусили сладеньким и поехали назад на холм, с которого спускались в город. Там мы видели указатель поворота на сосновый бор, решили свернуть туда на ночлег. До бора мы так и не доехали, дорога все шла и шла в гору, а сил крутить в нее уже не было. Было желании поесть, лечь спать :) да и отъезжать от города далеко тоже не стоило, потому что в 6 утра надо быть на станции. Поэтому решили заночевать на удобно расположившемся холмике, с которого открывался прекрасный вид на город, реку и даже с. Духовницкое на другом берегу было видно. А какой обзор звездного неба с этого холма! Я думаю ни один планетарий вам такого не покажет!:)) Я первый раз сама такое видела - когда небо яркое, очень хорошо видно млечный путь, и самое главное - это широта горизонта. Где бы то ни было, всегда есть или окрестные дома, или леса и деревья, которые закрывают от тебя часть неба… а когда ты лежишь на вершине холма… то ничего тебе не мешает! Захотелось атлас звездного неба и до утра лежать и разглядывать звезды! атласа не было, может и к лучшему :) в другой раз надо будет взять, когда утром поспать можно будет подольше.
В общем, место было самое то! Приготовить ужин помогла газовая горелка, она же его и разогрела утром на завтрак и вскипятила чай :) Собираться пришлось резво, чтобы не опоздать. Встали в 4 утра, было еще темно, постепенно над Волгой начал брезжить рассеет и в пол шестого утра было уже довольно светло, мы покатили назад в город. Хорошо, что все под горку уже :) До станции докатили минут за 15 всего.
Там уже стоял саратовский автобус. Водила на нас посмотрел и спросил строго: вы с велосипедами ехать собираетесь? Мы ответили: да! Ответ у него энтузиазма не вызвал, но потом когда он узнал, что билеты мы еще не покупали и они нам в принципе не нужны - резко подобрел и сказал: Не торопитесь ребята, разбирайте, у нас еще 25 минут до отправления:) В общем рюкзаки и передние колеса отправились в багаж, а мы с остатками велосипедов разместились прямо в салоне :) И никто не жужжал :)
Дорога предстояла дальняя, поэтому любимый мешок со сладостями мы взяли с собой :) Для меня было приятным сюрпризом то, каким маршрутом шел автобус. Доехав до Вольска, он поехал на ту сторону в Балаково, потом в Маркс, Энегельс и потом в Саратов. В результате этого я побывала еще в паре городов Саратовской области, где до селе не ступала моя нога. В Балаково так вообще стоянка 40 минут, так что мы немного успели полазить по окрестностям. Вторая продолжительная стоянка была в Марксе, но его я и так изучила как облупленный во время командировок туда, так что из автобуса даже не вылезали больше :)
Когда автобус отъезжает от Хвалынска, сначала он вползает в крутую гору, по которой мы спускались, потом выезжает на трассу Саратов-Сызрань и едет вниз по направлению Вольска. Из окна автобуса мы уже любовались местными красотами, дорога шла преимущественно на спуск, причем на автобусе этот спуск тянулся довольно долго, с час наверное… на великах так что его можно было пролететь достаточно быстро. Но это наверное в другой раз уже :)
Прибыли мы на родной автовокзал в полдень! Светило солнышко и по дороге приметив большую лужу, которая была на моем пути к дому я прикидывала, как ее объезжать буду, чтобы не изляпаться. Пока мы собирали велики, вешали назад рюкзаки и прощались с Серегой, погодка как-то подпортилась и, отъехав метров 200 от вокзала, начал покрапывать дождик. Ну что ж делать - надо ехать домой, пусть на 6 квартал занимает минут 40. И все эти 40 минут я ехала под проливным дождем. О том, как объехать лужу я уже не парилась, меня уже ничего не парило, я просто ехала и ехала. Под слоем воды асфальта не было видно, далеко от бордюра отъезжать не желательно - сразу машины сигналить начинают. Что там под водой - яма или канава - фиг его знает, можно сказать ехала и молилась, чтобы никуда не влететь. Хорошо что вся дорога до дома (свернула я на 1 дачной на новую дорогу, подальше о т общественного транспорта) довольно хорошая и никуда я не влетела. Уже переезжая мост на Навашина в кроссовках хлюпала вода и стало уже пофигу окатят тебя машины или нет, разницы было никакой, мокрое было уже все, наверное, кроме того места, которое сидело на седле:) Хотя обычно оно первое потеет :)
Чувствовала себя как герой знаменитого фильма "Форест Гамп", когда они во Въетнаме бредут через болото во время тропических ливней и он говорит, что "дождь шел ото всюду: сверху, сбоку, и даже снизу!" У меня были абсолютно те же ощущения. Особенно прикольно стало, когда намокла панамка и она уже не спасала лицо от дождя… Но было почему то очень весело, наверное, более достойного завершения нашей поездки придумать было нельзя. да и где бы я еще так погоняла под дождем? :)
Апофиоз этого трагикомического финала был уже около дома, когда я загнала велик в подъезд и решила выйти на улицу - вылить все-таки воду из кроссовок, чтобы домой лишнюю грязь не тащить - ее и так предостаточно и на мне и на велике и на рюкзаке. Стоя я значит босиком у подъезда, выжимаю свои носки, и выходит соседка, смотрит на меня и спрашивает:
- Вы наверное их какого-нибудь похода вернулись?
- Да, вот их Хвалыска приехала
- Как я вам завидую!
Меньше всего мне казалось, что, глядя на меня в тот момент, мне можно еще и позавидовать!:) Я аж сама себе после ее слов завидовать начала :)
Втащила велик домой, и долго думала, что сначала идти купать: себя или его? Решила что лучше себя, потому что усугублять простуду не стоит, и лучше вещами будет заняться потом. Так и сделала, причем в ванную можно было лезть прямо в одежде и купаться прям так, "заодно и одежа отстирается" (с) Домовенок Кузя :)
Очень много интересных фактов о Хвалынске я почерпнула уже по возвращении из похода. В сети мало что удалось найти, но особо стоит порекомендовать парочку страниц:
Сайт министерства спорта и туризма о Хвалынске
Отчет других Саратовских велосипедистов о поездке туда.
Думаю надо будет поездку повторить в масштабе близком к описанному в отчете коллег:) То есть доехать до самого Хвалынска и кататься дней пять только по его окрестностям, изучая реликвии и природные ландшафты :)
Просто, прочитав материалы, стало понятно, что я хочу еще много увидеть, и меня даже не пугают изнурительные подъемы, которые приходится преодолевать в тех краях. Совсем на машине тоже ехать не хочется, не везде она проедет наверное… Серега предлагает мотоциклы, но их у нас нет :)
В общем надо еще думать как, но я точно хочу туда вернутся!
P.S. Тут есть мини-фото, но поскольку их надо видеть целиком - большие выложу в фотоальбом попозже. Или приходите в гости смотреть так
P.P.S. Итого пробег составил 288 км за не полные 5 дней, можно сказать за 4 ходовых + один вечер.
|